Суббота, 21.10.2017, 20:41
Приветствую Вас, Гость

Садовое товарищество - что это?

Садовые товарищества как обслуживающие кооперативы

По своей сути садовое товарищество является ни чем иным, как обслуживающим кооперативом. По крайней мере, так разъяснил  Госкомпредпринимательства в своих письмах  № 6978 от 11 октября 2004года и № 1339 от 21 февраля 2006 года.

В самом деле, цели и задачи кооперации провозглашенные в статье 3 Закона Украины «О кооперации», схожи с целями и задачами, которые преследуют члены садового товарищества.

Так, целью кооперации является удовлетворение экономических, социальных и иных потребностей членов кооперативных организаций на основе сочетания их личных и коллективных интересов, разделения между ними рисков, расходов и доходов, развития их самоорганизации, самоуправления и самоконтроля.

К основным  задачам кооперации относят: повышение жизненного уровня членов кооперативов, защиту их имущественных интересов и социальных прав;  создание системы экономической и социальной самопомощи населения и субъектов хозяйствования;       вовлечение в производство товаров, работ, услуг, дополнительных трудовых ресурсов, повышение трудовой и социальной активности населения; создание и развитие инфраструктуры, необходимой для осуществления хозяйственной и иной деятельности кооперативов с целью роста материального благосостояния их членов и удовлетворения потребностей в товарах и услугах;  содействие устойчивому развитию и становлению основ демократического развития общества.

Перед регистрацией обслуживающего кооператива нужно провести учредительное собрание, на котором принять решение о создании кооператива, утвердить название и назначить правление. Название садового товарищества  будет выглядеть так: Обслуживающий кооператив «Садовое товарищество «Солнышко».

Решение учредительного собрания оформляется протоколом, который подписывают председательствующий и секретарь собрания. В протоколе указываются также лица, принимавшие участие в учредительном собрании (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, подпись).

«Численность членов кооператива не может быть менее трех человек. При создании кооператива составляется список членов и ассоциированных членов кооператива, который утверждается общим собранием.» - Подчеркивает адвокат Андрей Осипов.

Согласно ст.14 Закона Украины «О кооперации» ассоциированный член кооператива - физическое или юридическое лицо, которое внесло паевой взнос и пользуется правом совещательного голоса в кооперативе. При ликвидации кооператива ассоциированный член кооператива имеет преимущественное по сравнению с членами кооператива право на получение пая. Порядок вступления в кооператив и участие ассоциированного члена в его хозяйственной и иной деятельности, права и обязанности такого члена, размеры паев и выплат на паи определяются уставом кооператива.

Основным правовым документом, регулирующим деятельность кооператива, является его устав. Статья 8 Закона Украины «О кооперации» определяет, какие сведения должен содержать устав кооператива:

  • наименование кооператива, его тип и местонахождение;
  • цель создания кооператива и исчерпывающий перечень видов его деятельности;
  • состав его учредителей;
  • условия и порядок вступления в кооператив и выхода или исключения из него;
  • права и обязанности членов и ассоциированных членов кооператива;
  • порядок внесения изменений в устав кооператива;
  • порядок установления размеров и уплаты взносов и паев членами кооператива и ответственность за нарушение обязательств по их уплате;
  • формы участия членов кооператива в его деятельности;
  • порядок формирования, состав и компетенция органов управления и органов контроля кооператива, а также порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов членов кооператива, принимающих участие в общем собрании;
  • порядок формирования, использования и распоряжения имуществом кооператива;
  • порядок распределения его дохода и покрытия убытков;
  • порядок учета и отчетности в кооперативе;
  • порядок реорганизации и ликвидации кооператива и решения связанных с этим имущественных вопросов;
  • порядок созыва общего собрания;
  • условия и порядок возврата пая.

Само собой, устав может содержать и другие, связанные с особенностями деятельности кооператива положения, не противоречащие законодательству.

Порядок регистрации обслуживающих кооперативов

Регистрация обслуживающих кооперативов проводится в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» районными государственными администрациями.

Для проведения государственной регистрации юридического лица учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо должны  подать государственному регистратору (лично,  прислать почтовым отправлением с описью вложения или, в случае представления электронных документов, подать описание, содержащее сведения об отправленных электронные документах, в электронной форме):

  • заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица;
  • экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально заверенную копию) решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица в случаях, предусмотренных законом;
  • два экземпляра учредительных документов (в случае подачи электронных документов - один экземпляр);
  • документ, удостоверяющий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридического лица.

В случае представления электронных документов для проведения государственной регистрации юридического лица подтверждением внесения платы за проведение государственной регистрации юридического лица является экземпляр электронного расчетного документа, заверенного электронной цифровой подписью.

«В случае образования юридического лица на основании модельного устава в регистрационной карточке на проведение государственной регистрации юридического лица проставляется соответствующая отметка со ссылкой на типовой учредительный документ». - напоминает адвокат Андрей Осипов.

Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для проведения государственной регистрации юридического лица, если они не предусмотрены частями первой - седьмой статьи 24 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей».

Садовые товарищества как общественные организации

Многие ныне действующие садовые товарищества были зарегистрированы в форме общественных объединений. И хотя некоторые эксперты не согласны с такой организационно-правовой формой для садовых товариществ (см. мнения ), мы в этой статье все же опишем порядок ее регистрации.

Итак, как известно, 1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины «Об общественных объединениях». Исходя из его норм, к садовым товариществам можно применить такую организационно-правовую форму как общественная организация.

Общественная организация представляет собой общественное объединение, учредителями и членами (участниками) которого являются физические лица. Общественная организация может осуществлять деятельность со статусом юридического лица или без такого статуса. Общественное объединение со статусом юридического лица относится к непредпринимательским обществам, основной целью которых не является получение прибыли.

Количество учредителей общественного объединения не может быть менее двух. Название садового товарищества в форме общественной организации будет выглядеть так: Общественная организация «Садовое товарищество «Солнышко».

Образование общественного объединения осуществляется на учредительном собрании его учредителей и оформляется протоколом.

Устав общественного объединения  должен содержать сведения о:

  • наименовании общественного объединения и при наличии - сокращенном наименовании;
  • цели (целях) и направлениях его деятельности;
  • порядке приобретения и прекращения членства (участия) в общественном объединении, правах и обязанностях его членов (участников);
  • полномочиях руководителя, высшего органа управления, других органов управления  общественного объединения, порядке их формирования и изменении состава, сроке полномочий, а также порядке определения лица, уполномоченного представлять общественное объединение, и его замены (для общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица);
  • периодичности заседаний и процедуре принятия решений руководящими органами общественного объединения, в том числе путем использования средств связи;
  • порядке отчетности руководящих органов общественного объединения перед его членами (участниками);
  • порядке обжалования решений, действий, бездеятельности руководящих органов общественного объединения и рассмотрения жалоб;
  • источниках поступления и порядке использования средств и другого имущества общественного объединения;
  • порядке создания, деятельности и прекращения деятельности обособленных подразделений общественного объединения (в случае их создания общественным объединением, которое намерено осуществлять деятельность со статусом юридического лица);
  • порядке внесения изменений в устав;
  • порядке принятия решения о самороспуске или реорганизации общественного объединения, а также по использованию его средств и другого имущества, оставшегося после самороспуска, - для общественного объединения, которое намерено осуществлять деятельность со статусом юридического лица.

Помимо указанных, в уставе общественного объединения могут быть предусмотрены дополнительные положения о создании, деятельности и роспуске или реорганизации общественного объединения, не противоречащие закону.

Порядок регистрации общественных организаций

Общественное объединение, которое намерено осуществлять деятельность со статусом юридического лица, подлежит регистрации в порядке, определенном Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей" .

Регистрация общественного объединения осуществляется бесплатно органами исполнительной власти, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по регистрации общественных объединений, по местонахождению общественного объединения.

«Начиная с 01.01.2013 года органами, уполномоченными осуществлять государственную регистрацию общественных объединений, являются соответствующие районные управления юстиции». - поясняет Юлия Розуменко, адвокат Правовой группы «Доминион».

Для регистрации общественного объединения руководитель или лицо (лица), которое имеет право представлять общественное объединение для осуществления регистрационных действий, в течение 60 дней со дня образования общественного объединения представляет (направляет почтовым отправлением) в уполномоченный орган по вопросам регистрации по местонахождению общественного объединения заявление по форме, утвержденной Министерством юстиции Украины, к которому прилагаются:

  • экземпляр протокола учредительного собрания;
  • устав (в двух экземплярах);
  • сведения об органах общественного объединения с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения руководителя, членов других руководящих органов, должности в руководящих органах, контактного номера телефона и других средств связи, а также  сведения о лице (лицах), которое имеет право представлять общественное объединение для осуществления регистрационных действий;
  • заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица.

Общественное объединение, которое намерено осуществлять деятельность без статуса юридического лица, сообщает о своем образовании уполномоченный орган по вопросам регистрации в течение 60 дней со дня его образования.

Для сообщения о создании общественного объединения его учредители или лицо (лица), уполномоченное представлять общественное объединение, представляет (направляет почтовым отправлением) в уполномоченный орган по вопросам регистрации по местонахождению общественного объединения заявление по форме, утвержденной Министерством юстиции Украины, к которому прилагаются:

  • экземпляр оригинала или нотариально заверенная копия протокола учредительного собрания;
  • сведения об учредителях общественного объединения с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, адреса места жительства;
  • сведения о лице (лицах), уполномоченных представлять общественное объединение, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, контактного номера телефона и других средств связи.

Заявление подписывается учредителями общественного объединения или лицом, уполномоченным представлять общественное объединение, а подлинность их подписей удостоверяется нотариально.

«Регистрация общественного объединения или сообщение об образовании осуществляется в течение 60 дней со дня проведения учредительного собрания. В случае непредставления документов для регистрации общественного объединения в течение 60 дней со дня образования такое общественное объединение не считается образованным.» - отмечает адвокат Юлия Розуменко.

Мнения

Садовые товарищества не должны регистрироваться в форме общественных организаций

Андрей Осипов, адвокат, АО «Присяжный поверенный»:

Целью кооперации является удовлетворение экономических, социальных и иных потребностей членов кооперативных организаций на основе сочетания их личных и коллективных интересов, разделения между ними рисков, расходов и доходов, развития их самоорганизации, самоуправления и самоконтроля.  В то время как  целью общественного объединения. является осуществление и защита прав и свобод, удовлетворение общественных, в частности экономических, социальных, культурных, экологических и других интересов.

Несмотря на внешнюю схожесть целей, и задач кооператива с общественной организацией, все-таки в кооперативе присутствуют расходы и доходы, то есть, присутствует цель в виде получения прибыли. А в общественной организации, согласно ст. 3 ЗУ «Об общественных организациях», предусмотрено   отсутствие имущественного интереса. Члены (участники) общественного объединения не имеют права на долю имущества общественного объединения и не отвечают по его обязательствам. Доходы или имущество (активы) общественного объединения не подлежат распределению между его членами (участниками) и не могут использоваться для выгоды любого отдельного члена (участника) общественного объединения, его должностных лиц (кроме оплаты их труда и отчислений на социальные мероприятия).

В связи с этим принципиальным обстоятельством, считаю, что кооперативы не должны регистрироваться под видом общественных организаций.  Хотя возможность такой регистрации остается, в силу недобросовестности отдельных чиновников. Экономический интерес, предусмотренный законом в целях общественной организации, при регистрации можно толковать широко, и с помощью подмены понятий вполне возможно завуалировать, получение доходов под видом экономического интереса.

Садовое товарищество согласно действующему законодательству Украины может создаваться в двух организационно-правовых формах: как кооператив и как общественная организация

Юлия Розуменко, адвокат, Правовая группа «Доминион»:

Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует четкий правовой механизм, который бы регулировал деятельность садоводческих (садовых) товариществ, как «отдельной единицы» хозяйствования. 19 января 2010 в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Закона Украины «О садовых товариществах», который внес народный депутат Украины Самойленко Ю. П. Однако, согласно Постановлению ВРУ от 5 апреля 2011 № 3182-VI проект Закона был возвращен на доработку.

Из-за ограниченного количества информации часто возникают вопросы вроде: «К какой организационно-правовой форме отнести садоводческие товарищества? Как  регистрировать такие общества? "

Проанализировав ряд нормативных актов и разъяснений компетентных органов можно сделать следующие выводы:

Садоводческое товарищество - юридическое лицо, является добровольным объединением граждан-владельцев садоводческих участков.

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в своих письмах, в частности № 6978 от 11 октября 2004 года и № 1339 от 21 февраля 2006 года, предоставлял разъяснения по регистрации садоводческого (садового) товарищества.

Из указанных писем видно, что садоводческие товарищества относятся к обслуживающим кооперативам.

Согласно ст. 2 Закона Украины «О кооперации» обслуживающий кооператив - кооператив, который образуется путем объединения физических и / или юридических лиц для предоставления услуг преимущественно членам кооператива, а также другим лицам с целью осуществления ими хозяйственной деятельности. Обслуживающие кооперативы предоставляют услуги другим лицам в объемах, не превышающих 20 процентов общего оборота кооператива.

Кроме этого, согласно нормам ч. 2 ст. 6 Закона Украины «О кооперации» по направлениям деятельности кооперативы могут быть сельскохозяйственными, жилищно-строительными, садово-огородными, гаражными, торгово-закупочными, транспортными, образовательными, туристическими, медицинскими и т.п..

Письмом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 21.10.2009 г. N 12819 также разъяснено, что садоводческие товарищества могут создаваться как объединения граждан. Поскольку Закон Украины «Об объединениях граждан» утратил силу в связи с введением в действие с 01.01.2013 года Закона Украины «Об общественных объединениях», то на сегодняшний день для регистрации садоводческого товарищества можно применять такую ​​организационно-правовую форму как общественная организация.

Согласно ч. 3 ст.1 Закона Украины «Об общественных объединениях» общественная организация - это общественное объединение, учредителями и членами (участниками) которого являются физические лица.

Нормами этой же статьи закреплено, что общественное объединение - это добровольное объединение физических лиц и / или юридических лиц частного права для осуществления и защиты прав и свобод, удовлетворения общественных, в частности экономических, социальных, культурных, экологических и других интересов.

От выбранной организационно-правовой формы для садового товарищества  будет зависеть порядок его государственной регистрации, а также дальнейший порядок осуществления им своей деятельности.


• Ссылка на источник

главная